bashnya اقْتَرَبَ لِلنَّاسِ حِسَابُهُمْ وَهُمْ فىِ غَفْلَةٍ مُّعْرِضُونَ
Gergadeana naxana şeyca hesap dar, üş thakkha a tergo ca yeş, dühalbevla bu

 


Фонд Тептара
Фонд Тептара


следите за новостями:
Тептар на Facebook Тептар на Twitter Тептар на Wekal Тептар на ВКонтакте
 

Семь колосьев из одного

Выплата закята – обязанность каждого мусульманина, который соответствует определённым условиям, установленным шариатом. Причём незнание этих условий не освобождает от ответственности выплаты данного налога. В настоящей статье мы, с дозволения Аллаха, разъясним основные положения, связанные с этим важным элементом шариата.


Определение закята

Интересно, что в арабском языке слово «закят» происходит от глагола «закя», что означает «увеличиваться». Этот глагол может быть использован, к примеру, в словосочетании «увеличилась торговля». Также слово «закят» используется как «очищение». Аллах говорит в Коране: «Преуспел тот, кто очистил её» (сура «Солнце», аят 9, смысловой перевод). В данном аяте глагол «закя» несёт в себе смысл очищения души. Таким образом, выплата закята не уменьшает имущества выплачивающего, а очищает и даже увеличивает его. Причиной этого является милость Всевышнего Аллаха и дуа мусульман, получающих закят. Когда мусульманин выполняет повеление Аллаха, он тем самым заслуживает Его милость. Аллах говорит: «...а милость Моя объемлет всякую вещь. Я запишу её тем, кто богобоязнен, выплачивает закят...» (сура «Ограды», аят 156, см. пер.); «Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их» (сура «Покаяние», аят 103, см. пер.); «Всё, что вы пожертвуете [на подаяния], Он возместит вам, ведь Он – лучший из тех, кто дарует пропитание» (сура «Саба», аят 39, см. пер.); «Те, которые расходуют своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зёрен. Ведь Аллах умножает [награду] тем, кому пожелает» (сура «Корова», аят 261, см. пер.)

В правовой терминологии закят – это определённая доля определённых видов имущества, которая в обязательном порядке выплачивается определённым категориям людей при наличии соответствующих условий, которые мы, иншаАллах, разберём далее.


Статус закята

Закят является одним из важнейших столпов ислама, на что указывает бесчисленное количество доказательств, которые утверждают и разъясняют его положения. Аллах говорит: «Совершайте молитву и выплачивайте закят» (сура «Корова», аят 43, см. пер.) Подобное повеление повторяется в Коране более тридцати раз.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Ислам строится на пяти [столпах]: свидетельстве, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник; совершении молитвы, выплате закята, [совершении] хаджа и [соблюдении] поста [в месяце] Рамадан» (Аль-Бухари, Муслим и другие).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), посылая в Йемен своего сподвижника Муаза, также сказал: «…если они подчинятся тебе в этом, то разъясни им, что Аллах обязал состоятельных из них выплачивать садакьа (закят) их беднякам» (Аль-Бухари, Муслим).

Относительно обязательности выплаты закята едины все учёные ислама во все времена.

В большом количестве аятов священного Корана Всевышний Аллах упоминает выплату закята сразу за повелением совершать молитву. А Абу Бакр ас-Сиддик – первый правитель Халифата – говорил: «Клянусь Аллахом, я буду воевать с теми, кто разделяет молитву и закят…» (Аль-Бухари, Муслим).

Несмотря на известные и не оставляющие никакого сомнения в статусе закята тексты шариата, многие мусульмане не придают ему должного значения. Они полагают, что выплата закята – это прерогатива каких-то особенных мусульман, добровольный акт их великодушия. На самом деле, мусульманин, не выплачивающий закят, нарушает закон Всевышнего Аллаха и совершает тяжкое преступление, утаивая чужое имущество. Закятная доля в имуществе мусульманина ему не принадлежит. Она принадлежит другим людям по праву, которое установлено законом Всевышнего Аллаха.

Мусульманин, не выплачивающий обязательный для него закят, является грешником и преступником. Тот же, кто отрицает обязательность выплаты закята в местности, где распространено знание о нём, не является мусульманином. Передавая от аль-Хаттаби, имам Ан-Навави сказал: «Отрицающий обязательность выплаты закята в это время является кяфиром по единогласному мнению всех мусульман» («Шарху сахихи Муслим», 1/205). Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани сказал: «Отрицающий обязательность выплаты закята является кяфиром» («Фатху ль-бари», 3/262).


Достоинство выплаты закята

О достоинстве выплаты закята можно судить уже по тому, что Всевышний Аллах упоминает её сразу после повеления совершения молитвы, как об этом уже было сказано. Аллах говорит: «Совершайте намаз и выплачивайте закят. Всё то доброе, что вы предварите для себя, вы найдёте у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (сура «Корова», аят 110, см. пер.) Также известно, что закят является третьим из пяти столпов ислама, хадис о которых был упомянут выше. А обязательное пожертвование является более предпочтительным, чем все остальные, как на это указывает хадис кудсий, в котором говорится, что более всего Аллах любит, когда Его рабы приближаются к Нему тем, что является для них обязательным (Аль-Бухари).

Как то один человек попросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в Рай». На что посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи» (Аль-Бухари, Муслим).


Тяжесть неуплаты закята

Если мусульманин не выплачивает закят, к примеру по скупости, при этом признавая обязательность его выплаты, в таком случае он является преступником, которому уготовано соответствующее (специальное) наказание.

Аллах говорит: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро, и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: “Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!”» (сура «Покаяние», аяты 34 – 35, см. пер.) От Ибн Аббаса передаётся, что под накоплением, о котором идёт речь в этих аятах, имеется в виду имущество, с которого не выплачивается закят. Если же закят выплачивается, то такое имущество не подпадает под смысл приведённых аятов.

Аллах также сказал: «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обёрнуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «Семейство Имрана», аят 180, см. пер.)

В исламском государстве закят у такого человека забирается силой.


Мудрость предписания закята

Данной теме посвящены отдельные книги и экономические исследования. Мы же приведём наиболее важные пункты, связанные с мудростью предписания этого шариатского института:

1. Закят воспитывает человека, делая его менее привязанным к имуществу и менее зависимым от него. Добровольная и в то же время предписанная «регулярная щедрость» облагораживает мусульманина, лечит его от скупости и меркантильности. Институт закята помогает человеку сделать его достаток социально полезным. Благодаря закяту его экономическая активность обретает духовный смысл.

2. Закят поддерживает гармонию в обществе, устанавливая тёплые взаимоотношения между его членами. Люди по своей природе любят тех, кто делает им добро. Закят не просто решает проблемы нуждающихся, но и избавляет их от чувства зависти по отношению к обладающим достатком.

3. Полностью функционирующий в обществе институт закята идеальным образом решает проблему «компромисса между эффективностью и равенством», над решением которой экономисты бьются не первый век. Речь идёт о мероприятиях, направленных на то, чтобы финансово успешные люди вносили больший вклад в поддержку общества. С одной стороны, эти меры направлены на помощь бедным слоям населения. С другой – выступают антистимулом экономической активности. Закят же, являясь предписанием Всевышнего Аллаха (а не выдуманным ограниченной группой людей налогом), Который вознаграждает и наказывает за него, а также обещает приумножить имущество, в случае его уплаты, напротив – стимулирует к созиданию.

4. Закят избавляет мусульман, не способных обеспечить полноценное (на минимальном уровне) существование для себя и своей семьи, от просьб и унижений, а также дурных преступных помыслов. Закят помогает таким людям не впадать в отчаяние, сориентироваться, найти своё место в жизни и попытаться выйти из бедности.

5. Институт закята провоцирует обладателей имущества на экономическую активность. На это указывает как сама природа этого налога, так и шариатские доказательства. От посланника Аллаха (мир ему и благословение) передаются следующие слова: «Пусть опекун сироты, обладающего имуществом, вкладывает его в торговлю (или инвестирует), а не оставляет (ждёт), пока его (имущество) не съест садакьа (закят)». Этот хадис привёл Ат-Тирмизи и назвал его слабым. Однако похожие сообщения с достоверными иснадами приводятся от сподвижников, в частности от второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба (Аль-Байхаки (4/107); Малик, «Аль-Муватта» (1/251); Аш-Шафии, «Аль-Умм» (2/23,24)).


Для кого обязателен закят?

Выплата закята обязательна при следующих условиях:

1. Ислам. Закят является обязанностью, возложенной на мусульман, и не выплачивается немусульманами. Доказательством этому служит хадис от Муаза, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Призови их к свидетельству о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, … если они подчинятся тебе в этом, то разъясни им, что Аллах обязал их выплачивать закят…» (Аль-Бухари, Муслим). Как видно из хадиса, принятие ислама предшествует выплате закята, чему есть и много других доказательств.

Однако это не означает, что кяфиры не будут наказаны за неуплату закята или за любую другую обязанность, возложенную Всевышним на мусульман. Просто шариат не предписывает им ничего до того, как они примут ислам. Всевышний Аллах сказал: «В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убеждённость (смерть)» (сура «Завернувшийся», аяты 40 – 47, пер. см.)

2. Владение нисабом – минимумом любого из облагаемых закятом видов имущества. С имущества мусульманина в количестве, не достигающем нисаба, закят не выплачивается. Доказательства этого условия будут приведены с разъяснением относительно каждого вида имущества в отдельности, иншаАллах.

3. Владение нисабом в течение лунного года. Закят с имущества не выплачивается, пока не пройдёт полный непрерывный лунный год владения его нисабом. Если, к примеру, мусульманин начал отсчёт года с момента овладения нисабом одного из облагаемых закятом видов имущества, и до того, как прошёл год, количество данного вида имущества опустилось ниже нисаба, пусть даже на один день, то отсчёт должен быть начат заново. За прошедшее же время закят не выплачивается, каким бы большим количеством имущества человек не обладал. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет в течение целого года» (Абу Дауд).

Исключение составляют предметы торговли и продукты земледелия (об этом далее), а также клады золота и серебра, на чём мы не будем останавливаться.

Как вытекает из приведённых условий, закятом облагается и имущество недееспособных мусульман: детей и умалишённых, на что указывает сообщение от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которое подкрепляется словами и практикой сподвижников. Ответственными за выплату закята с имущества недееспособных мусульман являются их опекуны.

Также важно отметить, что, согласно более сильному из мнений учёных, при расчёте нисаба и закята в имущество мусульманина включают и суммы его долгов.


Виды имущества, облагаемого закятом

Закят выплачивается со следующих видов имущества:

1. Золото, серебро, деньги. Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (сура «Покаяние», аят 34, пер. см.) Как разъяснил Ибн Умар, под накоплением в данном аяте подразумевается золото и серебро, с которого не выплачивается закят (Аль-Бухари).

2. Скот: верблюды, коровы, овцы и козы. Доказательством этого является известное письмо Абу Бакра, текст которого приводит Аль-Бухари. В нём говорится о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал мусульман выплачивать закят с перечисленных выше видов животных.

3. Продукты земледелия: плоды и зерновые. Всевышний Аллах сказал: «Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки» (сура «Скот», аят 141, пер. см.) От Ибн Аббаса передаётся, что в этом аяте имеется в виду выплата закята.

Закят выплачивается с продуктов земледелия, которые могут выступать основными продуктами питания. От Абу Мусы аль-Аш’ари и Муаза передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Собирайте закят только с четырёх видов зерновых и плодов: “ячменя, пшеницы, изюма и фиников”» (передал Аль-Хаким с достоверным иснадом).

4. Предметы торговли. В этот пункт входит всё, чем торгует мусульманин, независимо от того, облагаются предметы товара закятом сами по себе (как перечисленные выше) или нет. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретённых вами благ» (сура «Корова», аят 267, Закят выплачивается с продуктов земледелия, которые могут выступать основными продуктами питания.) От Муджахида передаётся, что этот аят был ниспослан по поводу торговли.

5. Клады золота и серебра. Относительно закята с кладов золота и серебра передаются достоверные хадисы, а обязательность выплаты утверждена единогласным мнением исламских учёных (Ан-Навави, «Аль-Маджму’», 6/73,74).


Нисаб и доля выплаты из имущества каждого вида

1. Золото, серебро, деньги. Нисаб золота составляет 85 грамм. Нисаб серебра – 595 грамм. Нисаб денег – эквивалент 85 грамм чистого золота. Выплачиваемая доля со всех трёх данных видов имущества – 2,5 % на момент выплаты. Со слов Али ибн Абу Талиба передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если у тебя есть двести серебряных дирхемов, которыми ты владел в течение целого года, то ты должен выплатить с них пять дирхемов. И ты не обязан выплачивать закят, если у тебя золота меньше двадцати динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение целого года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчёта. Однако закят не выплачивается с имущества, которым человек не владел в течение целого года» (Абу Дауд). 200 серебряных дирхемов и 20 золотых динаров соответствуют 85 граммам золота и 595 граммам серебра (согласно наиболее сильному из мнений учёных по данному вопросу (Мухаммад Мухтар аш-Шанкити «Дурусу умдати ль-фикх»)).

2. Скот. Нисаб коров составляет 30 голов. Выплачиваемая доля: со стада, включающего от 30 до 39 голов, закят составляет одну однолетку; от 40 до 59 голов – одну двухлетку; более 60 голов – две однолетки; и далее с каждых 30 голов взимается однолетка, а с каждых 40 голов – двухлетка.

Нисаб овец и коз составляет 40 голов. Выплачиваемая доля: со стада, включающего от 40 до 120 голов, закят составляет одну овцу; от 121 до 200 голов – две овцы; более 201 головы – три овцы; и далее с каждой сотни взимается одна овца. Доказательством перечисленного является уже упомянутое письмо Абу Бакра.

3. Продукты земледелия. Нисаб с плодов и зёрен составляет 900 литров. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Зёрна и плоды не облагаются закятом, если их меньше пяти поклаж» (Муслим). 5 поклаж соответствуют 900 литрам.

Выплачиваемая доля: при поливе без участия человека выплачивается одна десятая часть урожая; при самостоятельном орошении – одна двадцатая. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «С того, что поливается водой с неба и с пальм, впитывающих корнями дождевую воду из вырытых ям, выплачивается одна десятая [часть урожая], а с того, что орошается, – одна двадцатая» (Аль-Бухари).

4. Предметы торговли. Нисаб – эквивалент 85 грамм золота. Выплачиваемая доля – 2,5 % стоимости товара на момент выплаты. Закят с торговли выплачивается деньгами.


Дополнения

1. Относительно выплаты закята с золотых и серебряных украшений женщины учёные разделились. Согласно одному мнению, закят с украшений, используемых женщиной, количество которых не выходит за рамки обычая и традиций в обществе, не выплачивается. Согласно другому мнению, закят выплачивается со всех золотых и серебряных украшений. Шафииты придерживаются первого мнения.

2. Скот, который не пасётся на пастбище большую часть года, закятом не облагается. Также закятом не облагается рабочий скот. Условие владения имуществом в течение года не касается потомства скота, которое появляется в ходе отсчитываемого периода.

3. Закят с урожая (продуктов земледелия) выплачивается сразу после его сбора.

4. Дополнительным условием закята с предметов торговли является намерение на торговлю. Если мусульманин, к примеру, приобрёл автомобиль для личного пользования, после чего решил его продать, то в таком случае он не облагается закятом.

Так же, как если бы он приобрёл его для торговли, однако решил оставить себе.

Ещё одно отличие закята с предметов торговли состоит в том, что владение нисабом берётся в расчёт только в конце отсчитываемого года. Таким образом, неважно, владел ли торговец нисабом в начале и в течение года или нет. Если он имел товар, который намеревался продать, в течение полного лунного года, и при подсчёте товара в конце этого года оказалось, что он владеет нисабом, то торговец обязан выплатить закят.


Кому выплачивается закят?

Закят выплачивается восьми категориям мусульман, перечисленным в аяте: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 60, пер. см.)


Заключение

Выплата закята – это поклонение Всевышнему Аллаху, которое, как и другие виды поклонения, требует искренности и намерения, без которого оно не будет действительным. Мусульманин, выплачивающий закят, должен знать, что исполняет возложенную на него Всевышним Аллахом обязанность, от которой его не освобождают никакие другие добровольные пожертвования, какими бы большими они ни были.

Возрождение института закята в обществах мусульман – это, во-первых, возврат к третьему из пяти столпов, на которых зиждется религия Аллаха. Во-вторых, это на сегодняшний день отличная демонстрация социальной силы шариата и его методов решения общественных проблем. А значит, прекрасный призыв к единственному пути, обеспечивающему человеку счастливую вечность.

В одной подобной статье не представляется возможным полностью раскрыть данную тему. Это требует научного подхода, который труден для восприятия и запоминания информации. По этой причине людям, не обладающим исламскими знаниями, необходимо обращаться к специалистам в области исламского права, которые разъяснят, как правильно рассчитать и выплатить закят в той или иной частной ситуации, которая выходит за рамки самых простых общих случаев. Данная же статья даст только поверхностные представления о том, кто, когда, кому и сколько должен. На сегодняшний день мусульмане в первую очередь должны осознать обязательность соблюдения третьего столпа ислама. А узнать, как это осуществляется на практике, сегодня, хвала Аллаху, не проблема.


Использованные источники:

1. Мустафа Буга, «Фикху ль-манхаджи ‘аля мазхаби ль-имами ш-Шафии»;

2. Мухаммад Мухтар аш-Шанкити, «Дурусу умдати ль-фикх ли-бни-Кьудама»;

3. Ибн Хаджар аль-Аскалани, «Булюгу ль-марам».


© Абдулмумин Гаджиев

  
Chermo © 2005 - 2011


Хостинг от uCoz